главная / ВОПРОСЫ РЕЗКОСТИ

ВОПРОСЫ РЕЗКОСТИ

Почему бывает не резко?


Давайте попытаемся понять, почему некоторые фотографии получаются нерезкие и размытые. Этому есть всего несколько причин. Если эти причины знать, то можно постараться их не допускать, и, значит, и фотографии будут резкими и все хорошо будет. Разберемся по порядку.

Итак, значит, первая и самая главная причина размытого изображения – это, так называемая «шевеленка». Как правило, «шевеленка» получается из-за слишком длинной выдержки. Это случается, когда мало света, – например, когда вы находитесь в мало освещенном помещении или вечером на улице, когда уже стемнело.

Силы встроенной вспышки может не хватать, и фотоаппарат будет пытаться получить света больше, и поэтому будет удлинять выдержку. А что в итоге получится на снимке? А на снимке получаются размытые изображения, потому что рука человека – это не штатив. Рука не может быть абсолютно неподвижной. И вот эти незначительные колебания руки во время длинной выдержки приводят к тому, что изображение становится размытым.

Как же этого избежать? Очевидно, что надо использовать достаточно короткую выдержку. Но насколько короткую? А настолько, чтобы можно было пренебречь колебаниями руки. Эта выдержка равна единице, деленной на фокусное расстояние, на котором Вы снимаете. Вообще, какую выдержку ставить – это от многих вещей зависит, но примерно можно сказать так. Если вы снимаете, скажем, портрет человека, который относительно неподвижный – не идет, не бежит, а стоит или сидит, на фокусном расстоянии от 70 до 105 мм,  то вполне достаточно будет выдержки в одну 125-ю долю секунды (1/125). Вообще, чем выдержка короче, тем для резкости это лучше.

Но надо также понимать, что чем короче выдержка, тем меньше света попадает в камеру. Поэтому для резких фотографий нам нужно достаточно света. В случае низкой освещенности, чтобы получить возможность снимать на короткой выдержке, необходимо поднимать значение ISO. Для получения нормальной резкости иногда можно и слегка пожертвовать качеством. Скажем, если при ISO 100 необходимая выдержка 1/30 (слишком длинная), то при увеличении ISO на две ступени (ISO 400) мы сможем снимать с выдержкой на две ступени короче – т.е. на 1/125, что поможет избежать «шевеленки».

Эти вопросы мы очень подробно разбираем на наших занятиях в  фотошколе в Москве на курсе "А"  и на курсе "С"

Следующая возможная причина нерезких фотографий – это неправильная фокусировка. Давайте подумаем, как мы вообще наводимся на резкость? В большинстве случаев – автофокусом со всеми выбранными точками фокусировки. То есть это значит – наводимся не на того человека, которого хотим сфотографировать, а куда Бог пошлет...  Вот и выходят снимки, на которых фокус или за человеком, или перед ним, а сам человек – в расфокусе. Как избежать таких ошибок и наводиться на резкость правильно? Проще всего – это выбрать одну, лучше центральную, точку фокусировки, и по ней уже наводиться на резкость. Почему именно центральную? Потому, что она из всех возможных наиболее точная.

Посмотрите, прочитайте инструкцию к своей фотокамере – как выбирается точка фокусировки, выберите центральную, наведите ее туда, где хотите, чтобы была резкость (если это портрет, то лучше всего на глаза), нажмите полкнопки спуска и у Вас наведется резкость по этой точке. После чего нажмите на спуск полностью и сделайте кадр. Резкость должна получиться там, куда и наводили, где и хотели.

Итак, подведем предварительные итоги. Мы разобрали две основные причины, по которым получается нерезкие размытые фотографии. Это – 1)длинная выдержка и 2)неправильная фокусировка. Если следить за этим и не допускать слишком длинную выдержку, а работать только на коротких – от 1/90, например, и короче – 1/125, 1/250 и т.д., а фокус наводить по центральной точке, то Ваши фотографии станут намного более резкими.

Следует обратить внимание, что из всего многообразия причин мы рассмотрели только две возможные причины и случаи фотосъемки неподвижных или малоподвижных объектов. Если бы стояла задача снять резко движущийся объект, то приходилось бы еще учитывать и скорость его движения, и расстояние до объекта, и направление его движения. Большое значение имеет также и скорость моторчика в объективе, и точность автофокуса, но это уже другая тема.

Давайте еще раз подведем итог, – как же нам постараться снимать так, чтобы фотографии получались менее смазанными или размытыми и более резкими. Во-первых, надо проверить выдержку, на которой собираемся снимать – она должна быть достаточно короткой. В большинстве случаев не более 1/60 секунды, а лучше 1/90, а ещё лучше – начинать от 1/125 сек. Другими словами – чем короче, чем лучше. Если света мало, поднимаем значение ISO – так или иначе, шумы убрать всегда можно – в большей или меньшей степени. Если надо, и осветлить потом фотографию можно, а вот «шевеленку» уже нигде никак не уберешь. Во-вторых, правильно наводимся на резкость – выбираем только одну точку фокусировки – и именно там, где хотим, чтобы было резко (для начала лучше выбрать центральную точку), наводимся по ней, нажимая полкнопки, и затем делаем кадр.

Илья Шенкер

SHENKER STUDIO